ЖИЗНЬ КАК ПОДВИГ

24 июля 2023г.

 

Обложка книги

Как видно и по заглавию, авторы книги пытались ответить на вопрос – как Скобелев стал национальным героем? Не с помощью громких слов и патетических восклицаний, хотя Белый генерал вполне их заслуживает. Содержание этой книги – факты с широким контекстом, изложенные не в суховатой научной манере, а – как разговор с читателем, который хочет побольше узнать о Скобелеве. Даже краткий рассказ о жизни Скобелева – год за годом, глава за главой – производит сильнейшее впечатление.

Михаил Дмитриевич Скобелев появился на свет Божий в Комендантском доме Петропавловки в день памяти святых великомучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии 17 (29) сентября 1843 года, 180 лет назад. Он родился в семье с богатейшими воинскими традициями. Его дед – знаменитый генерал и военный писатель, герой Отечественной войны 1812 года, соратник М.И. Кутузова –  был комендантом Петропавловской крепости. Прадед – суворовский солдат –   положил начало славной династии Скобелевых. Отец, начавший службу в лейб-гвардии Кавалергардском полку, прошел через несколько боевых кампаний и был командиром Собственного Его Императорского Величества Конвоя. Книга начинается с династических корней Скобелева, с его семейных традиций, достойным продолжателем которых стал Михаил Дмитриевич. Он многое впитал от деда, славившегося отменной храбростью и завещавшего своим потомкам любить русского солдата. Решительность и благородство воспитала в любимом сыне Ольга Николаевна – мать полководца. А отец подготовил сына к службе в гвардии, раскрыл ему тайны не только армейского поприща, но и большого света, и большой политики.

Герой книги стал третьим генералом в династии. Первую славу принесли ему туркестанские победы. Потом – русско-турецкая война 1877 – 1878 гг. Талантливых генералов и незабываемых подвигов в русской армии тогда было много, но в каждом доме, в каждой избе говорили только о Скобелеве. И мировая слава, и любовь двух народов – русского и болгарского – в наибольшей степени достались именно ему. Почему произошло именно так? К этой загадке подступили авторы книги. Конечно, притягивала молодость и необычайная удачливость генерала, который на четвертом десятке уже решал судьбу больших сражений и имел за плечами вереницу побед. Подобно Суворову и Наполеону, наследие которых Скобелев внимательно изучал, он умел общаться и с офицерством, и с солдатами так, что его высказывания становились крылатыми, а молва рождала легенды о его бесстрашии. Уже в ранге героя, на которого надеялось всё славянство, Скобелев, по поручению императора Александра II, организовал и победно завершил Ахалтекинский поход – самую продуманную и масштабную армейскую операцию в Средней Азии. Он показал, что и в пустынях можно вести современную войну, наладив и техническое оснащение, и снабжение армии. Штурм Геок-Тепе стал восклицательным знаком в финале этой кампании.  

В ранг европейских политиков М. Скобелева поставили две публичные речи. Первую он произнес в Санкт- Петербурге, на празднике по случаю годовщины взятия туркменской крепости Геок-Тепе. Тогда, в январе 1882 года, на многолюдном банкете прозвучали такие слова: «Великим утешением для меня вера и сила исторического призвания России». Вскоре, во время путешествия по Европе, выступая в Париже перед сербскими студентами, Скобелев без обиняков заявил: «Враг России –  Германия! И войны с ней не миновать!»  Его многое не устраивало в раскладе сил на политической карте мира. Скобелев мечтал о конфедерации славянских народов, которая позволит им свободно развиваться, учитывая лидерство России. В роли вождя этой новой «империи» многие видели именно его, национального героя двух народов – русского и болгарского, которого, кроме того, глубоко уважали и сербы, и греки, и румыны.  

Скоропостижная смерть Скобелева, который стоял всего лишь на пороге своего тридцатидевятилетия, всколыхнула Россию. В нем уже видели «славянского Гарибальди» - человека, который способен завоевать свободу сразу для нескольких народов и укрепить государственность стран, которые долгие годы пребывали под турецким и австрийским владычеством и, по мнению Скобелева, незаслуженно оказались на задворках Европы.

Он навсегда остался молодым, полным сил, хотя и уставшим от непомерных перегрузок, которые сопровождали его почти двадцать лет в походах и боях. Трудно было примириться со смертью человека, чьё имя стало синонимом военной удачи и славы. За гробом Скобелев, без преувеличений, шла вся Россия. «Все застилают неудержимые слезы: горько, жалко; Отечество хоронит милого сына; все мы оплакиваем близкого, родного по духу человека. Плачь о нем, русское воинство: он был твоею честью и украшением; плачьте, крестьяне и крестьянки: он был отцом детей ваших, этих дивных наших рядовых воинов, с которыми по-братски он делил труды и лишения; плачь, Русский народ: в нем бился пульс твоей жизни, он был чутким истолкователем твоего призвания, носителем твоих идеалов, ревнителем твоей чести и славы!». Как это точно сказано – в нём бился пульс народной жизни. С этим тезисом непременно согласится читатель этой книги.

 

После смерти Михаила Дмитриевича знамя Скобелева подхватила его сестра Надежда Дмитриевна, в замужестве княгиня Белосельская-Белозерская, которая организовала знаменитый Скобелевскийкомитет. Располагался он в здании Николаевской Академии Генерального штаба, что на Суворовскомпроспекте в Санкт-Петербурге. Комитет не только заботился о военных инвалидах и сохранял память о великом Скобелеве, но и помогал армии. Выпускались открытки, снимались хроникальные фильмы, которые поддерживали в народе патриотический дух – в особенности в годы Великой войны, которую позже назвали Первой Мировой. В книге показана важность этой деятельности, рассказано о возрождении Скобелевского комитета в наше время. Он снова необходим и армии, и всем, кому дорога история России.

И всё-таки – как Скобелев стал настоящим всенародным героем? Ответ на этот вопрос дает вся его недолгая жизнь и вся книга, которую мы предлагаем вашему вниманию. Народ выделял его из достойного, даже блестящего ряда русских генералов того времени. И не только потому, что Скобелев выглядел энергичнее и удачливее других. Он был ярче своих современников, именно Скобелев вызывал в народной памяти образ Суворова – хотя внешне нисколько не был похож на победителя при Рымнике и Нови, перед которым преклонялся. И Скобелева, несмотря на его молодость, называли «Суворову равным».   

 

Он был ершист, не боялся высказывать собственное мнение по любому вопросу. Это мог себе позволить только генерал, обладавший непререкаемым воинским авторитетом, глубиной познаний,  собственным видением роли и места России в мировой истории, который по актуальности остается на первом плане общественного внимания.

 

Скобелев был близок к славянофилам – мыслителям, которые настаивали на особом пути России, на ее культурном суверенитете. Он утверждал: «Учиться и заимствовать у Запада все, что можно, но у себя дома устраиваться, как нам удобно». Словом, это был необыкновенный человек – и вы увидите, что его значение не исчерпывается успехами в службе. Он мыслил, сомневался, заглядывал в будущее – и это ощущали те, кто складывал легенды о Скобелеве. В наше время восстанавливается историческая память о непобедимом Скобелеве.

В народе о нем всегда ходили восторженные легенды. С официальным признанием дело обстояло сложнее. Но в ХХI веке значение Скобелева в истории России не подвергается сомнениям. Михаил Дмитриевич был гением малых войн, как сказали бы сегодня, специальных военных операций.

Чередой победоносных сражений, штурмов и схваток - он добивался стратегических целей. А как губернатор, грамотно преобразовал и исследовал новые российские территории.

Ему возводят памятники, его наследие изучают. И книга, которую мы предлагаем вашему вниманию, - свидетельство того, что память о Скобелеве остается живым пластом российской истории.

Книга, достойная памяти великого полководца и глубокого мыслителя, не просто богато иллюстрирована. Под одной обложкой собрана почти вся иллюстративная фактура эпохи,

в которой действовала и побеждала яркая личность – генерал Скобелев.

В книге более 400 иллюстраций.

Николай Дмитриев-Оренбургский. Генерал М.Д.Скобелев на коне

 

Всем в России было известно прозвание Скобелева – Белый Генерал. Так его с восторгом называли соратники и с почтением – противники. Достаточно было произнести: «Белый Генерал!» - и сразу перед глазами возникал образ отважного полководца, который на белом коне, в приметное белой бурке скакал в передовых частях во время наступления – и оставался неуязвимым и для вражеской артиллерии, и для ружей. Таким изобразил полководца художник Николай Дмитриев-Оренбургский – в гуще боя, на верном белом коне, с саблей, высоко поднятой над головой. Ему известен путь к победе, и соратники готовы идти за ним до конца. В известной степени эта картина задаёт тон повествованию. Впервые под одной обложкой собран весь калейдоскоп художественных изображений великого Михаила Скобелева, его учителей и соратников, сражений и походов, в которых он участвовал, памятных мест, которые связаны с судьбой генерала. Когда мы читаем и разглядываем эту книгу – как будто смотрим кинофильм. Вы увидите, что образ Скобелева вдохновлял выдающихся художников и литераторов, некоторые из которых стали задушевными друзьями полководца.

Это два Василия –  Верещагин, великий живописец и отважный воин, с которым Скобелев обменялся крестами, побратавшись в сражениях. И Немирович-Данченко, военный корреспондент и известный писатель. Их обоих многое роднило с генералом – и любовь к России, и дерзкий, свободолюбивый характер. Недаром Верещагин изобразил триумф Скобелева после победы при Шипке-Шейново с дотошной точностью. На этой уникальное картине Скобелев – вроде бы не на первом плане. Мы видим и убитых, и ликующих солдат, и грязноватый снег. Но приковывает взгляд всё-таки Скобелев. Он на белом коне, на фоне горы Святого Николая, объезжает войска, приветствует их. Среди всадников, сопровождающих его, художник изобразил себя. И не погрешил против истины, так всё и было в реальности. Верещагин участвовал в той кампании, видел всё своими глазами.

Василий Верещагин. Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой

 

Среди других художников, отобразивших боевой путь Скобелева – Николай Каразин, Алексей Кившенко, Павел Ковалевский, и современные мастера, которые достойно продолжают традиции русской батальной живописи. Образ великого полководца и незаурядной личности по-прежнему будоражит творческие умы. А сколько графики, сколько замечательных гравюр иллюстрировали подвиги Скобелева – в особенности со времен освободительной войны в Болгарии и Турции. В книге представлены экспонаты десятков российских и болгарских музеев – их подробное перечисление заняло бы не одну страницу…  

Не менее увлекательна и драматична история монументов Скобелеву, утраченных и сохранившихся, старинных и тех, что созданы в наше время – в Москве, в Рязани, в Заборове…  

Художественная летопись боевого пути М.Д. Скобелева была бы неполной и без документов, в которых мы слышим голос полководца, видим его почерк, его руку. Всё это есть в книге.  

Мы надеемся, что вслед за этим изданием появятся новые картины, монументы, исследования, музейные экспозиции, новые улицы и площади Скобелева, что традиции не только бесстрашного, но и думающего генерала будут развиваться в военно-учебных заведениях, в офицерской среде, да и вообще – в стране, за которую сражался Скобелев.

 

Памятник М.Д. Скобелеву в Москве

 

Удивительно, что раньше не было такой книги. Быть может, потому, что, как говорил А.С. Пушкин, «мы ленивы и нелюбопытны» и не даем себе труда перелистывать страницы истории, всерьез изучая опыт людей, на которых держалась и держится российская цивилизация, собирать по крупицам всё, что связано со Скобелевым, с его деяниями, с его эпохой. Авторы этой книги попытались восполнить эту лакуну. 

Над изданием работал большой коллектив авторов – историков, художников, консультантов…

Мы хотели приоткрыть мир Скобелева – и, если это хотя бы отчасти удалось, считаем свою задачу выполненной.

Председатель Центрального совета Скобелевского Комитета. Доктор педагогических наук, профессор, генерал - полковник.

Марченков В.И.