Полководец Суворову равный

21 декабря 2021г.

М. Д. СкобелевГенерал от инфантерии Михаил Дмитриевич Скобелев занимает достойное место в ряду русских военачальников. Он был не только видающимся полководцем и военачальником, но и обладателем русской души, он привлекал сердца всех россиян и особенно простых людей, которые видели в нём носителя русских идей. Проявление в нем в полной мере русской натуры, стремление служить для пользы России, и её народа, способствуя их славе и могуществу.

Путь Скобелева к военной службе очень интересен и сильно отличается от принятых тогда традиций воспитания будущих офицеров. Стандартным был путь от кадетского корпуса через гвардию и далее. Но юный Михаил получал исключительно штатское образование; более того, он отправляется в элитный пансион во Францию к воспитателю Дезидерию Жерарде, ставшему ему близким другом. Он получает аристократическое образование в пригороде Парижа, перенимает светские манеры. Не многие выдающиеся русские военачальники того времени, проходили такой путь: минуя кадетские корпуса, они вместо «стандартизированного» военного образования получали широту взглядов и разностороннее восприятие жизни, знание нескольких иностранных языков, не были приучены к муштре.

Отец Михаила Дмитриевича Скобелева, Дмитрий ИвановичМихаил Дмитриевич Скобелев родился 17(29) сентября 1843 года в Санкт-Петербурге. Он был военнослужащим в четвертом поколении. Его прадед, крестьянин Самарской губернии, дослужился до сержантского чина, что по тем временам давало право стать помещиком-однодворцем, т.е. получить надел земли без крепостных крестьян. Его дед Иван Никитич, участник Отечественной войны 1812 г. был старшим адъютантом генерал-фельдмаршала М.И. Кутузова. Прошел путь от солдата до генерала и коменданта Петропавловской крепости и города Санкт-Петербурга. В качестве коменданта Иван Никитич Скобелев пребывал до своей кончины. За это время он был возведен в звание генерала от инфантерии.

Отец Михаила Дмитриевича Скобелева, Дмитрий Иванович, кавалер двух Георгиев (как и дед), воевал в Венгрии и на Кавказе, а затем в звании генерал-лейтенанта участвовал в русско-турецкой войне за освобождение Болгарии и помог тогда сыну получить должность в действующей армии.

Несмотря на военные традиции в семье, родители стали готовить сына в Петербургский университет, куда он поступил в 1861 г. на математический факультет. Однако учебу пришлось прервать. Университет закрыли из-за студенческих волнений, и Скобелев, послушав отца, подал прошение императору о зачислении юнкером в элитный лейб-гвардии Кавалергардский полк. В ноябре 1861 года 18-летний Скобелев перед строем кавалергардов принес присягу и начал постигать азы военного дела.   8 сентября 1862 года он был произведен в портупей-юнкера, а 31 марта 1863 года получил обер-офицерский чин корнета.

Его юность была гусарской и бесшабашной, он часто переводится из полка в полк, но всеми силами ищет возможность попасть туда, где «горячо»; гарнизонная служба тяготит молодого офицера. Но отношения с подчиненными, да и с начальниками у него не складываются, в то время он ведёт себя, как сейчас принято говорить, как представитель золотой молодежи.

Тем временем в 1964 г. в Польше разгоралось восстание, и Скобелев попросил о переводе в лейб-гвардии Гродненский гусарский полк, тот самый, в четвертом эскадроне которого в 1838 г. служил другой корнет – М.Ю. Лермонтов. В этом полку Скобелев был произведен в поручики.   

В воспоминаниях офицеров Гродненского полка он остался «истым джентльменом и лихим кавалерийским офицером». Скобелев участвовал в подавлении восстания и был награжден орденом Святой Анны 4-й степени за храбрость. Командование заметило юного Скобелева, отметив его как незаурядного, смелого офицера.

В 1866 году Скобелев, блестяще сдав вступительные экзамены, поступил в Академию Генерального штаба. Учеба ему давалась легко, упорно занимался, восхищая преподавателей своими знаниями.  Профессор Леер, который угадал в нем исключительные военные дарования со всем вниманием опекал его. По ходатайству Леера штабс-ротмистр Скобелев по выпуску из Академии был зачислен в штат офицеров Генерального штаба.

Однако прослужил он там недолго. При первом же удобном случае испросил себе право на участие в боевой деятельности. В 1869 году в качестве представителя Генштаба он участвует в экспедиции к границам Бухарского ханства. Затем отправляется в Туркестан, в штаб генерала Константина Петровича фон Кауфмана.

Хивинский походСвои лучшие качества и военного, и государственного деятеля Скобелев смог проявить в Туркестане уже в молодом возрасте. Весной 1873 года начался Хивинский поход, в котором участвовал и Скобелев.

Несмотря на все трудности, 29 мая Хива сдалась, ханство было покорено и, таким образом, общая цель экспедиции была достигнута. В начале августа того же года Скобелев произвел крайне рискованную рекогносцировку: с отрядом из пяти всадников прошел в условиях пустыни около 640 км за 7 дней, в постоянной опасности, среди многочисленных враждебных кочевий. За эту разведку он был награжден орденом Св. Георгия 4-й степени.

Следует сказать, что в Хивинском походе Скобелев подружился с американским корреспондентом Мак-Гаханом. Они оба импонировали друг другу за смелость, решительность и другие прекрасные качества, присущие одаренным людям. Мак-Гахан способствовал популяризации имени Скобелева в англоязычных странах, а в России он выпустил мемуары о Хивинском походе.

22 февраля 1874 г. Скобелев был произведен в полковники, а 17 апреля того же года был назначен флигель-адъютантом.

В апреле 1875 года Скобелев вернулся в Ташкент и был назначен начальником военной части русского посольства, отправляемого в Кашгар через Коканд. Между тем, в городах, занятых русскими войсками, появились «ходоки», вещавшие на базарных площадях о зверствах, которые якобы чинили русские. Была объявлена священная война против неверных. Начались открытые нападения на русские гарнизоны. Так, восставшие напали на город Ходжент. Трое суток малочисленные защитники города отражали яростные атаки, и неизвестно, чем бы закончилась осада, если бы не Скобелев со своим отрядом, вовремя подоспевший на помощь.

После этой стычки было принято решение о походе на Коканд. 18 августа 1875 года отряд, состоявший из 16 рот, девяти сотен казаков, с 20 орудиями и восемью ракетными станками, под командованием фон Кауфмана выступил из Ходжента. Скобелев был в этом походе начальником кавалерии и действовал так стремительно, что привел в восхищение даже фон Кауфмана. Двадцать второго августа 1875 года русские войска взяли Махрам – центр сил восставших (они насчитывали до 50 тыс. человек). Кокандцы потерпели полное поражение, потеряв до двух тысяч человек убитыми (русские войска потеряли пятерых убитыми и восьмерых ранеными). Скобелев в этом сражении при поддержке ракетной батареи стремительно атаковал врага, обратил в бегство многочисленные неприятельские отряды пеших и конных и гнал их десять верст.

19 февраля 1876 года Кокандское ханство было присоединено к Российской империи и образована Ферганская область, а 2 марта Скобелев был назначен военным губернатором этой области. Кроме того, 32-летний офицер получил чин генерал-майора и был награжден орденом Святого Владимира 3-й степени, орденом Святого Георгия 3-й степени, а также золотой шпагой с бриллиантами с надписью: «За храбрость». Скобелев был инициатором создания города Ферганы, который сначала носил название Новый Маргелан.

Скобелев М. Д.Характеризуя деятельность Скобелева в Коканде (Ферганской области), в должности военного губернатора, следует подчеркнуть, что Михаил Дмитриевич придавал большое значение поддержанию престижа армии и административной власти, но в то же время в каждом местном жителе видел полноправного гражданина. Здесь он постоянно совершенствовал свои знания на административной поприще, изучая законы, местные представления и обычай.

Следует сказать, что туркестанский период жизни (почти 8 лет) принес Скобелеву широкую известность и полярность по всей Средней Азии. Со стороны коренного населения заслужил уважение, которые оценили справедливость и понимание Скобелевым особенностей местной жизни. В знак признательности присвоили ему почетное прозвище Ак-Паша – «Белый генерал» - за то, что всегда ездил на белом коне и в белом генеральском мундире.

На должности губернатора он находился не более года – его отозвали в Петербург. Помимо всех наград и славы в горах и пустынях Туркестана он получил бесценный полководческий опыт, который был в полной мере востребован на русско-турецкой войне 1877-1878 гг. за освобождение Болгарии.

Появление в Дунайской армии молодого, с многими наградами генерала было встречено с настороженностью и недоброжелательством. Говорили, что карьеру он сделал не настоящей войне, что свои награды он должен еще заслужить. Сначала Скобелеву удалось получить лишь временную должность начальника штаба Кавказской казачьей дивизии, которой командовал его отец. Пребывание в этой дивизии все же дало Скобелеву возможность провести небольшой, но важный, оперативного значения бой.

Русские войска, выступившие из Румынии, шли тремя колоннами. Левая колонна генерал-лейтенанта Ф.Ф. Радецкого с дивизией Скобелева 1-го в авангарде двигалась по направлению к Журжеву. Его движение могло быть задержано, если бы турки взорвали Балобошский железнодорожный мост через реку Сереет. Нужно было, во что бы то ни стало овладеть мостом в день объявления войны. Эту задачу выполнил отряд казаков под командованием М.Д. Скобелева. Пройдя за сутки 100 верст, отряд захватил мост и обеспечил переправу войск. Следующим, делом, в котором пришлось участвовать Скобелеву, была переправа авангарда армии через Дунай и бой за овладение высотами южного берега и городом Систово.  Он отличился при переправе отряда генерала Драгомирова через Дунай. Командуя 4 ротами 4-й стрелковой бригады, ударил туркам во фланг и принудил их к отступлению. За эту переправу Скобелев был награжден орденом Св. Станислава 1-й степени с мечами.

Блестящая победа при взятии Ловчи и звание генерал-лейтенанта, Плевненская эпопея и, особенно, третий штурм подняли авторитет Скобелева в армии на должную высоту.  «У нас только Скобелев и умеет водить войска на штурм» - пишет в своем дневнике очевидец событий.  «Он был вылеплен из того теста, из которого делаются полководцы» - скажет потом о Скобелеве один из его биографов. «Третья Плевна»: войска видели своего генерала впереди атакующих цепей и всегда в самых горячих точках боя. Его инициатива, храбрость и хладнокровие воодушевляли офицеров и солдат.

Затем последовала пятимесячная осада Плевны. С середины ноября армия Османа-паши стала испытывать недостаток в продовольствии и сделала попытку прорыва сквозь линию окружения. 28 ноября после упорных боев все турецкие атаки были отражены и в итоге они сложили оружие. В плен было взято свыше 40 тыс. турок во главе с раненым Осман-Пашой.

После падения Плевны путь за Балканы был открыт, и русская армия перешла в решительное наступление. Скобелев отдает своим войскам приказ, в котором говорится: «Нам предстоит трудный подвиг, достойный постоянной и испытанной славы русских знамен. Сегодня, солдаты, мы начинаем переходить Балканы с артиллерией, без дорог, пробивая себе путь в виду неприятеля, через глубокие снеговые сугробы. В горах нас ожидает турецкая армия. Она дерзает преградить нам путь. Не забывайте, братцы, что нам вверена честь Отечества, что за нас теперь молится сам Царь-Освободитель, а с ним и вся Россия. От нас они ждут победы. Да не смущает вас ни многочисленность, ни стойкость, ни злоба врагов. Дело наше свято, с нами Бог!»

Переход через Балканский хребет совершался в тяжелейших зимних условиях. Скобелев сумел продумать и организовать поход своего отряда так, что его солдаты понесли минимальные потери. Он позаботился и о теплой одежде, и об усиленном питании, и о топливе для костров. Все трудности перехода через Балканы разделил вместе с войсками Скобелева и его близкий друг – известный русский художник В.В. Верещагин, на батальных полотнах которого мы можем видеть легендарного генерала.

27 и 28 декабря 1877 г. в районе деревень Шипка и Шейново развернулось сражение русских войск с турецкой армией Вессель-Паши. Атакованные с трех сторон, турки были принуждены к капитуляции (30 тыс. человек при 103 орудиях).  Основную роль здесь сыграл Скобелев, он же лично принял и сдачу Вессель-Паши.

После перехода через Балканы Скобелева назначают начальником авангарда русских войск. Менее чем за двое суток он совершает стремительный бросок (почти 100 верст), выходит к Тырнову, без всякого сопротивления занимает Адрианополь и Сан-Стефано. Здесь, в непосредственной близости от Константинополя, 12 февраля 1878г. война заканчивается: турки запросили мира.

Чрезвычайно болезненно оценивая результаты Берлинского конгресса, Скобелев считал итоги войны совершенно несоответствующими одержанным русской армией победам. Одновременно выросла его личная популярность, он становится настоящим национальным героем.

6 января 1878 г. ему пожалована золотая шпага с бриллиантами и надписью: «За переход через Балканы», а 30 августа Скобелев был назначен генерал-адъютантом к императору России.

4 февраля он утверждается в должности командира 4-го корпуса, расквартированного в Белоруссии, пребывая в Минске, деятельно занимается подготовкой и обучением в суворовском духе вверенных ему войск, особое внимание, уделяя умению преодолевать водные преграды.

М. Д. СкобелевПрошло несколько лет, и на того же Скобелева указало общественное мнение для окончания неудачно предпринятого текинского похода. В январе 1880 г. Скобелев возглавляет Ахалтекинскую военную экспедицию. Здесь Михаил Дмитриевич в первый раз действовал как полководец, совершенно самостоятельный. Целью экспедиции было присоединение территории Туркмении к Российской империи. Экспедицию на Геок-Тепе он провел обдуманно, специалисты военного искусства отдали ему справедливость и стали признавать в нем полководца, на которого можно было рассчитывать и для ведения большой, европейской войны. Этот поход, проведенный после тщательной подготовки, на основе детального плана, привел к быстрому падению главного оплота туркмен-текинцев.

12 января 1881г. крепость Геок-Тепе была взята. По мнению современников, вся операция представляла собой первоклассный образец военного искусства. За ее проведение Скобелев был произведен в генералы от инфантерии и награжден орденом Св. Георгия 2-й степени.

К этому времени популярность М.Д. Скобелева достиг своего пика. Почти в каждой крестьянской избе рядом с иконами можно было увидеть портрет Скобелева. Предприимчивые купцы по-своему использовали эту необычайную славу генерала. В дореволюционной России выпускались скобелевские конфеты, шоколад, пряники, папиросы и вина. Ни один военачальник в нашей истории не удостаивался такого народного обожания.

Генерал от инфантерии Михаил Дмитриевич Скобелев за всю свою военную карьеру не проиграл ни одного сражения. Дважды он покорял Среднюю Азию, но на вершину военной славы его вознесла русско-турецкая война 1877 - 1878 годов. Во всех трех кампаниях он воевал по-суворовски – делая ставку на быстроту маневра и решительность удара. Скобелев был очень умным и начитанным человеком. Знание языков давало ему доступ к не очень активно переводимым тогда трудам западных военных теоретиков, прежде всего ведущих французских и германских военных мыслителей. Офицер прогрессивных взглядов, он выбрал для себя короткий, но емкий девиз: любовь к Отечеству, свобода, наука и славянство.    

25 июня 1882 г. Михаил Дмитриевич Скобелев умер в Москве, не дожив до 39 лет. Смерть народного героя потрясла Россию. Панихида 26 июня собрала огромное количество военных и обывателей, люди шли прощаться со Скобелевым весь день, церковь утопала в цветах, венках и траурных лентах. На венке от Академии Генерального штаба серебрилась надпись: «Герою Скобелеву, Суворову равному». Крестьяне на руках 20 верст несли гроб Михаила Дмитриевича до Спасского, родового имения Скобелевых. Там он был похоронен в церкви рядом с отцом и матерью.

В 1912 году в Москве на Тверской площади на народные средства Скобелеву был воздвигнут красивый памятник, но в 1918-м он был снесен согласно декрету «О снятии памятников царей и их слуг и выработке проектов памятников Российской социалистической революции».

Всей своей жизнью М.Д. Скобелев учит патриотизму, самоотверженности, чести и отваге. Жизнь и деятельность этого великого патриота - славная страница нашей отечественной истории.

В современных условиях идёт процесс восстановления исторической памяти нашего народа, доброе имя М.Д. Скобелева вновь начинает звучать на бескрайных просторах многонациональной России, как символ его величия.

Показательно, что за границей (в Болгарии) чтут подвиги М.Д. Скобелева, внесшего большой вклад в дело освобождения этой страны от турецкого ига. Там заботливо сохраняются многочисленные памятники Скобелеву.

В городе Москве, в рамках общества «Славяне» в марте 1995 года был учреждён и работает Скобелевской комитет. В честь легендарного военачальника и государственного деятеля в городах нашей страны его именем названы улицы, в городе Москве работает станция метро под названием «Улица Скобелевская».